Выборг – Савонлинна – Куопио

И все же Сайма. Из многих складывающихся вариантов, реально сложилась именно Сайма, северная Сайма. Идея пройтись по внутренним, спокойным водам Финляндии, возникла давно, но…. Другие проекты довлели над нашими умами. И все же Сайма. Что там творится за Савонлинной... Там, где дальше с мачтой не пролезть?

Восемь шлюзов по Саймкнскому каналу поднимают яхту на восемьдесят метров над уровнем моря. Первый город это Лаппеенранта – русская мекка по закупкам ненужных товаров для дома, для семьи. Мы тоже, на волне приезжающих автобусов, мчимся в магазин, только в яхтенные – Билтема и Мотонет встречают нас недорогими ценами на яхтенные принадлежности…

Двадцатидвухмильный переход со встречным ветром и противной волной до изумительного архипелага Руухонсаарет, где в группе островов спрятался туристический оазис. Яхтенный причал, банька и мангал, приготовленные дрова, пила и топор… Что может быть лучше после неприятного перехода окунуться в жару финской сауны, а вечерком поджарить на углях свежевыловленных щук.

Спокойный попутный ветерок гонит яхту по узким шхерам, ведущим к небольшому поселку Пуумала. Марина Пуумалы встречает бесплатной стоянкой (говорят сезон закончился :), чистыми душевыми и туалетами. Интернет слабый и только в кафе за пивом набирает силу. Заправка для яхт и пункт продажи рыболовных лицензий – неплохо для небольшой деревушки.

Жизнь на яхте претерпела больших изменений. Вегетарианство – третий день вегетарианство. Это вам не просто так. Большая сила воли, мужественная закалка и нордическое восприятие мира – вот что нужно для того чтобы стать вегетарианцем. Или, когда на борту вегетарианец, а вас всего двое, надо либо всем есть мясо, либо не есть никому. Эх! :)

Попутный ветер, даже в шхерных узостях – везет же! Спокойный, 4 м/с ветерок, гладкая вода, изредка идущие на юг финские яхты… А мы идем на север и нам хорошо. Переход до Савонлинны занял десять часов, двадцать пять миль, средняя скорость 2,5 узла :)

Савонлинна! Встреча вело-яхт-спортсменов! Выборгский фотограф Паша Сыровников преодолев 500 км на велосипеде приехал в Савонлинну на встречу с нами. Пашу пришлось откармливать после недели с Дешераком, и отпаивать пивом после велосипедного ралли :)

Чтобы подняться выше по Сайме, требуется пройти в разводку два моста: железнодорожный и автомобильный. Созвонившись по телефону с диспетчером ж/д моста – он первый на нашем пути,- получили добро на прохождение в 11.00 утра. Благополучно пройдя через разведенный железнодорожный мост, упираемся в «закрытый» автомобильный! Блуждая между мостами в течении часа и не получив «открытия» автомоста, созваниваемся с диспетчером  железнодорожного… В ответ получаем извещение о том, что на автомосте другой диспетчер и с ним надо договариваться о прохождении яхты! После долгих дозвонов и выжимания информации, получаем разрешение на проход только в 18.00 часов и уходим в «межмостовый» яхт-клуб дожидаться (благо есть куда!).

Дальнейшая попутка привела нас на остров Петросаари, где через узкий проход между островами спрятался причал и летний кемпинг для людей моря. Но, к сожалению, сезон закончился 18 августа и желанная сауна закрыта. Пришлось возмещать рыбной ловлей и сбором брусники :)

Сильный галфинд и яхта под полными парусами несется между островами северной Саймы. Порыва из-за островов кренят яхту и вносят элемент драйва в наше размеренное плавание. Кругом безмолвие. Нет ни встречных, ни попутных судов. На островах пустынные домики. И, только рыбацкие сети напоминают о жизнедеятельности человека. На горизонте появляется промышленный Варкаус, город трудового народа.

Двенадцатимильный переход и мы в тихой заводи небольшого городка Леппявирта. Долгожданный горячий душ, бритая щетина, стираные шмотки – цивилизация! :)

Ранний подъем, быстрый сбор… Попутный ветер, то стихает, прикрытый островами, то усиливается до 10 м/с на открытых плесах. Идем через узости, через каменные банки. Лавируемся на попутке. В 8 милях от Леппявирта расположен канал Конус, с самообслуживающимся шлюзом. Пришвартовавшись у шлюза, надо по местному телефону, расположенному на шлюзе запросить добро на проход. Перепад воды в шлюзе около 30 см, т.ч. можно в шлюзе не швартоваться. По выходу из шлюза, с правой стороны, расположен старый шлюз, в котором можно встать на отдых. Я бы не рекомендовал пытаться заходить в шлюз при западных ветрах. Старый шлюз очень узкий и места для маневра практически нет! Далее путь лежит к району природных яхтенных стоянок Калловеси. Островной архипелаг Калловеси предлагает более двадцати яхтенных стоянок. Не все они оборудованы причалами и швартовными буями. Чтобы спрятаться от усиливающегося западного ветра мы выбрали бухточку острова KUUSIKOISTI. Выбранное место нас сильно обрадовало. В бухточке с пятиметровыми глубинами располагается плавучий причал с двумя буями. Ошвартовались лагом к причалу, эхолот показывал 2,5 метра. На берегу домик со спальными местами, биотуалет, дрова и мангал. Весь остров усеян черничником и брусничником. Западная часть остров манит человека со спиннингом. Можно смело сказать, что нами найдено достойное место для отдыха!

Куопио – большой промышленный город, с хорошими маринами, с обилием магазинов, баров и достопримечательностей - Музей Православия Финляндии, телевизионная башня с обзорной площадкой… Город для хорош для закупок продуктов на яхту. Рекомендуем большой супермаркет у рыночной площади!

До Исалми нам не пробраться, т.к. «высоковольки» высотой 12 метров и с нашей мачтой в 14, 7  метра от воды пытаться не стоит. К тому же сильно похолодало и очень захотелось в тепло:) Решаем быстрыми переходами убежать в теплую южную Сайму…

Весь сорокапятимильный переход до Варкауса наполнен осенью, холодной осенью. Кругом красота - желтизна переливается зелеными цветами, куда добавлено немного красного. Свежий встречный ветер, расхождения с судном в неимоверной узости, и не души кругом, ни одного маломерного суденышка, все спрятались по норкам.

Глазам своим не верю. Обледенение лодки. На палубе лёд! Ноги разъезжаются, как на катке. И это 27 сентября?! Не верю, глазам своим не верю! На Савонлинну, срочно!!! Проскакиваем шлюз Тайпале в Варкаусе, обгоняем длиннющий плот и бежим к теплу. Ближе к Савонлинне заметно потеплело и срезав очередной зигзаг по узкому и мелкому (1,8м) проходу ухожу… не туда! И только перейдя на другую карту, определился, что уже два часа идем проходом на Йоэнсуу! Унылое возвращение к исходной точке и радостное прибытие в Савонлинну. Остановились на ночь выше автомобильного моста, у причала казино острова Vaarasaari, в пятнадцати минутах ходьбы от центра города.

Савонлинна приняла нас, как обычно, дождями, пивом и разводкой моста в 10.00 и в 18.00. Проспав утреннею разводку и дождавшись вечерней, проскочили мосты и пофотографировали крепость с воды. На ночь остановились в семи милях на юг от Савонлинны. В местечке рядом с паромной переправой, оборудованным причалом, мангалом и биотуалетом. Сервис есть, а рыбы нет :(

Остров Руунасаари, в десяти милях выше Пуммалы, на пути в Савонлинну. Красивейшее место! Отличные глубины. Швартовка между «мертвяком» и кольцами, вбитыми в каменный берег. При сильном юго-западном ветре стоянка малоприятна!

Пуумала. Обзор с высоченного моста открывает приятный вид на акваторию и город. На яхте происходят уникальные события. Рождается новоиспеченный яхтенный кок. Вся яхта в дыму и копоти. И из этого ада рождается вкусное, и главное, съедобное блюдо! Александр Королев новый, никем не превзойденный кулинар!!! :)

Остров Така-Руухо архипелага Руухонсаарет самое интересное место для посещения на всей Сайме. Прикрытая бухта острова. Оборудованный причал. Мангал, биотуалет и сауна! Что может быть лучше, чем залезть в горячую сауну после яхтенного перехода поздней осенью?

Десятимильная прогулка под парусами до острова Ииконсаари. Настоящая фотоохота на самца глухаря. Открытие для себя православных часовен на острове. Многочасовая неудачная рыбалка.

Узкими узостями переход до Лаппенранты. Билтима, Мотонет, Гиганти и много других, греющих душу советского человека, магазинов :) Не обошли оные и нас! Изрядно затоваренные торопились мы домой. Но, вот незадача. Сайменский канал закрыт для прохода на весь день. И ничего не остается, как сесть за компьютер и писать статью об интересном северном походе по красивейшим местам озерной Финляндии.

В шесть вечера громкий окрик в рупор шлюза: Русская яхта проходите,- разбудил нашу дремоту и заставил бегать как сумасшедших. Быстро отшлюзовавшись и быстро прибежав к следующему шлюзу, долго и без цельно смотрели на горящий свет семафора, пока медленно не стало доходить, что это очередной стопор :) К десяти часам вечера с проходящего судна нам прокричали, что нам разрешено идти после встречного, поднимающегося судна, коего ждать часик-другой.

Ночной проход по Сайменскому каналу схож с ездой на автомобиле по западноевропейской скоростной трассе. На девяносто процентов канал обставлен светящимися буями, а узости освещены фонарями. И только участок между паспортными контролями Финляндии и России обставлен не светящимися буями. Буи трудно разглядеть в безлунную темную ночь. Очень выручает картплоттер и фонарик. Ориентируясь по карплоттеру, держишься середины фарватера, а фонариком освещаешь проходящие буи.

Особо хочется сказать о прохождении таможни и пограничников. И на российской и на финской стороне, не возникает ни каких проблем с оформлением. Досмотры проходят максимально быстро и корректно!

Вот виден ночной Выборг. В темноте скрывается не подсвеченный замок. Наверное, государство бережет красоту единственного в России замкового сооружения? А может это военные требования; маскировка приграничного города?

Когда стоишь, ошвартовавшись к причалу Крепостного моста, и смотришь на Старый город, очень приятно осознавать что живешь в одном из красивейших городов на Балтике! А может это просто радость возвращения домой.

 

Капитан яхты Андрей Деркач
Матрос яхты Александр Королев