Поход’2007

Это летом яхта базировалась в Выборге – красивейшем шведско-финско-русским городом, стоящим в стасорока километрах от Санкт-Петербурга, в местечке, где Сайменская водная система впадает в Выборгский залив Финского залива Балтийского моря. Вот с этого прекрасного города и начиналось наше плавание. К середине августа на борту яхты собрался полный экипаж: Андрей Деркач – капитан яхты, Ждан Замулин – старпом и два матроса Александр Королев и Вахтанг Джачвиашвили. Команда намеревалась пройтись финскими шхерами до Аланского архипелага, побывать в городах Котка, Хельсинки, Ханко, Мариенхамн, далее пересечь Балтийское море до шведских городов Кальмар и Кальскруна, после которых вернуться в Санкт-Петербург открытым морем.

И так, двадцатого августа яхта «Мирабель» вышла в плавание. Пройдя Выборгский залив, на подходе к финским территориальным водам  на борту замкнула проводка навигационного оборудования. На запрос о заходе в ближайшую бухту для ремонта пограничная служба ответила категорическим отказом, и нам ничего не оставалось делать, как идти в финские шхеры ночью. В Финляндии навигационная обстановка в шхерах не имеет огней, т.к. маломерному флоту разрешено ходить по шхерам только в дневное время суток. И мы по звездам и с помощью финских пограничников добирались до острова Сантио для прохождения финского паспортного контроля.

Город Котка. Придя в марину города Котка, встретили питерские яхты, ошвартованные у гостевого причала. Яхта «Акела» (ГУВК) возвращалась с плавания по Балтике в составе регаты учебных парусников «The Tall Ships' Races 2007 - Baltic». Сосновоборская яхта «Альбатрос» проводила отпуск в финских шхерах. И яхта «Елена» - экипаж яхты был замечен на борту только в момент ее отплытия.

Устраиваемая вечеринка затянулась до следующего утра, экипажи переходили в гости друг к другу, готовилась всякая вкуснятина для угощения друзей, рассказывались интересные истории и пелись песни, давались советы по интересным местам для посещения. Следующим днем  яхты разошлись. «Акела» пошла в Выборг, «Альбатрос» остался в Котке, а мы выдвинулись к рекомендованному нам затерянному в шхерах острову Бион.

Фотопортреты яхсменов.

Остров Бион – небольшой остров находится в близлежащих шхерах города Ловииса. Остров образован как подкова, с внутренним озером, внутрь острова ведет узкий десятиметровый проход. На внутреннем озере расположен бесплатный причал и множество буев. По берегам расположились несколько дач с банями и колодцами. Прекрасно ловиться рыба, как на спиннинг, так и на удочку. Уха как закуска, жареная рыба как еда, легкая музыка до трех часов…

С сожалением расстаемся с замечательным островом, и с тихим попутным ветром бежим шхерами к финскому столичному граду. На пути встречается большое количество катеров, прекрасно обставленные фарватеры, каменистые, заросшие хвойным лесом острова. Для захода в Хельсинки выбрали узкий проход между островами, где еле-еле могут разойтись две яхты, а на берегу спряталась в зелени военная база. Ошвартовались в привычном месте, яхт-клубе недалеко от цента города. Правда, не на долго. Цена в 35 € за сутки стоянки яхты с допотопным Интернетом, без сауны, и с однокабинным туалетом не впечатляла!

Следующим местом нашей стоянки оказалось западная часть Хельсинки Экспоо. Выйдя из Хельсинки по полученному прогнозу погоды с умеренным ветром в галфинд, получили двадцатиметровый встречный шторм. Чтобы не возвращаться в центр Хельсинки спрятались в яхт-клубе Экспоо, заняв чье-то свободное место. Яхтенная стоянка в Экспоо делится на две части, большая из которых является местным яхт-клубом, вторая, меньшая часть – гостевой мариной. Туалеты, душевые, сауна и ресторан – общие для членов клуба и гостей. По незнанию мы воспользовались местом в яхт-клубе, но претензий не получили, т.к. был выходной день, и harbor master’а не было.

После Хельсинки начинаются самые красивые шхеры прибрежной части Финляндии. Узкие проходы между островов и скал сочетаются с большими открытыми с моря участками. Множество небольших яхтенных стоянок. Больше превалировать начинают парусные яхты, идущие со стороны Аланского архипелага. Ветер в шхерах постоянно меняется, не всегда дает идти под парусами.

Остров Якобхавен, так же оборудован бесплатным причалом, но он принадлежит ресторану, расположенному на острове. В неписанных правилах приличия требуется при пользовании причалом воспользоваться и рестораном. Хотя бы пивка попить!

При ловле рыбы на спиннинг с причала на нас как-то подозрительно смотрел хозяин ресторана, но ничего не сказал. И только после мы узнали, что для ловли рыбы на спиннинг нужна лицензия.

Но думается две-три щучки не в счет :)))

Отдельно нужно сказать о питании на яхте. В экипаже оказался человек с выдающимися кулинарными способностями - Вахтанг Джачвиашвили,- на столе не переводились разнообразные салаты, жареная рыба и тушеное мясо, про всевозможные закуски и говорить не приходится. Дошло до того, что стали учитывать мнение единственного в экипаже вегетарианца Сашки Королева.

Между островом Якобхавен и городом Ханко есть самый сложный и самый узкий, ближайший к берегу шхерный проход. Вот по нему мы и пошли. Проводить яхту этим проходом был назначен старпом яхты Ждан Замулин. Проводка в шхерах требует от штурмана очень внимательной работы с картой, визуальном определении места расположения судна, нахождении быстрого и  единственно правильного решения. Эту первую свою проводку по шхерным узостям старпом сдал на отлично!

На яхте принято за правило, что все члены экипажа обязаны поработать с картой, постоять за штурвалом, ставить и снимать паруса и т.п.

Идя в Ханко со стороны восточных шхер, к городской марине ведут два фарватера, самый короткий тот, что ближе к побережью. Им мы и пошли. На финском морском атласе отмечены створы, верхний из которых башня в Ханко, а нижний – обычный створ на побережье. По атласу фарватер обставлен буями, и ведет прямо в марину города, минуя городской порт. Подойдя к первой паре буев, не смогли найти нижний створный знак. Следующей пары буев на надлежащем месте не оказалось, нижний створ не открывался. Третью пару буев, стоящих между двумя подводными банками разглядеть не удалось. Нижний створ опять не появлялся. Учитывая, что атлас 1995 года выпуска и не корректировался, приняли решение возвращаться к первой паре буев и идти другим фарватером. Коим и благополучно прибыли в город Ханко, с все увеличивающимся ветром.

Ханко – самый южный город Финляндии. С 1940 по 1947 гг. на полуострове располагалась военно-морская база СССР, кроме Отечественной войны конечно. Сам город не особо примечателен, но природа, окружающая город замечательна. Если смотреть на море с берега, то все близлежащее пространство  усеяно скалами, о которые разбиваются волны. Полуостров, на котором расположен город, выступает на 35 км в море. Находясь почти на перекрестье Финского, Ботнического заливов и Балтийского моря полуостров подвержен частым штормовым погодам.

Вот и нам пришлось просидеть в Ханко четыре дня. Здорово штормило с западными ветрами, идущими со стороны Аланского архипелага. Последующий прогноз, полученный из Интернета, показывал, что ветра будут всё западные, и нет возможности идти на Аланы. А через три дня ветер раздует до 38 м/с. Можно было попробовать пройти за три дня до шведского города Кальмар, при обещанном ветре 9-12 м/с. И мы решились…

Выйдя с рассветом в море, взяли курс на северную оконечность шведского острова Готланд. Через десять часов ходя в крутой бейдевинд ветер усилился до 20 м/с с заходом на юго-запад. Наши мечты успеть в Кальмар за три дня развеялись как дым. Скрутив поворот, легли на обратный курс к Ханко. Но, и здесь нам не повезло, ветер раздуло до 25 м/с. Приняли решение идти с попутным ветром в сторону Хельсинки.

Через двенадцать часов хода в семь с половиной узлов подошли в район фарватера идущего в Экспоо. Не обратив внимания на раздающуюся канонаду, шли ближайшим путем на заход. Когда выяснилось, что это район учебных стрельб, ретировались, и в сопровождении военной громады в виде военного катера идущего в пятнадцати метрах от нашего правого борта пошли на заход к Экспоо-фарватеру.

На этот раз ошвартовались уже в марине Экспоо. Гавань марины очень маленькая, где даже «Мирабель» с трудом разворачивается. Нашли всего одно свободное стояночное место в самом дальнем углу гавани, куда и втиснулись - в прямом смысле! Опять оказались выходные дни, у harbor master’а выходной, Интернет не работает, магазины закрыты :(((

Домой, домой, домой! Что нам еще остается, как только с попутным штормовым ветром идти домой. Следующим днем, пройдя паспортный контроль на острове Сауменлина, вышли кратчайшим путем на остров Гогланд. Путь наш пролегал мимо нескольких банок и островов к маяку Кальбодагрунд, за которым открывался простор Финского залива, а с ним и судовые пути. В против прогнозу ветер усиливался и, подойдя ночью к маяку уже шли в приличный шторм.

У самого выхода на открытую акваторию судно, заходившее на этот фарватер, не захотело прибавить ходу и нас обогнуть, а наоборот остановило ход, и мы вынуждены были расходиться с ним, скрутив «коровий оверштаг», уйдя судну под корму.

На этом злоключения ночи только начинались, а ветер все усиливался!

Через несколько часом небольшое пассажирское судно подходило к нам очень близко по корме и начинало курсировать, то вправо, то влево, все, приближаясь. Несколько раз освещали паруса фонариком. Передавали фонариком на паруса сигнал «Не понимаю Ваших действий»! Судно медленно отставало. Через некоторое время все повторялось вновь. И только когда мы подошли к судовому ходу, судно отстало от нас, а мы пересекли встречный судовой ход и легли на южную оконечность острова Гогланд.

На подходе к острову разбалтывается ахтерштаг. Приняли решение, не связываться с пограничниками и зайти на остров Гогланд для ремонта и отдыха смертельно уставшего экипажа.

Остров Гогланд – один из красивейших островов Финского залива, расположен между Россией, Эстонией и Финляндией. На острове одна единственная бухта, закрытая от всех ветров. В ней мы и ошвартовались. На острове есть гостиница, кафе и причал в гавани. Но, для осмотра острова требуется как минимум несколько дней. Остров большой, три горы в центре и несколько озер с пресной водой. Много достопримечательностей.

Начальник заставы острова рассказал нам, что мы зашли на остров незамеченные пограничниками, и составил акт об аварийном заходе.

Переход до Выборга интересного ничего не показал; мерный звук работающего двигателя в тихую штилевую погоду; запросы пограничников о месторасположении яхты; КПП Выборга и прохождение паспортного контроля; швартовка у причальной стенки Выборгской ассоциации яхтинга; приготовление праздничного ужина…

На этом заграничное турне 2007 года закончилось. Оставшееся время выделенного на плавание решено было потратить на посещение островов Выборгского залива.

Выборгский залив – аппендикс Финского залива Балтийского моря, на 30 км вдающийся в материк. Множество красивейших островов с бухтами или со старыми финскими полуразрушенными причалами. Кроме красоты своих мест залив знаменит историческими событиями:

Через Выборгский залив, по льду, проходил прорыв финской обороны Советскими войсками в войне 1939-40 гг. и в войне 1941-45 гг.

Знаменитое морское сражение, произошедшее в июне 1790 г. в Выборгском заливе двух русских эскадр под общим командованием адмирала В.Я. Чичагова со шведским флотом в ходе Русско-шведской воины 1788-1790 годов.

Окончанием плавания стал переход из Выборга в Приморск, и Санкт-Петербург. От сильного встречного ветра приходилось отстаиваться на острове Вихревом и в Приморске. На переходе к Кронштадту, нарушить правила несения радиовахты в районе порта Приморск (канал 68, позывной «Приморск-Трафик») и убегать от подводной лодки без опознавательных знаков, повстречаться с инспектором ГИМС и лавировать между труб и землечерпалок в районе Петровского фарватера. Поздним вечером ошвартоваться в Центральном яхт-клубе и отпраздновать окончание плавания 2007 года шикарным ужином!

Капитан яхты "Мирабель" Андрей Деркач

Старпом Ждан Замулин

Матрос Александр Королев

Матрос Вахтанг Джачвиашвили

http://www.yachtmirabel.ru/